Мостовые Петербурга. В России две беды?

Все гости Руси — от самых доисторических — отмечали и «качество» наших дорог, и грязь на улицах тогдашних городов. Нельзя сказать, что с этим не пытались бороться — в Новгороде, например, большинство улиц мостили жердями и тесаными плахами. До сих пор археологи копаются в щелях этих древних мостовых, разыскивая некогда закатившиеся туда монетки и всякую другую мелочь. У мостовых Питера — совсем другая история.

Планируя строительство Петербурга, своей будущей столицы, царь Петр мечтал построить город европейский, совсем не похожий на старую Москву. Однако среди болот Санкт-Питербурха камни так просто не валялись, и первоначально его улицы представляли собой просто просеки с канавами для отвода воды.

Царь-реформатор легко нашел решение проблемы отсутствия камня на месте строительства города. В 1710 году на жителей города был возложен «каменный налог» — каждый должен был доставить для общественных нужд 100 камней.

Однако этого оказалось недостаточно, и 24 октября 1714 года был принят указ о привозе камней в новую столицу, по которому каждый прибывающий воз должен был привезти по 3 камня (весом не менее 5 фунтов), а каждый проплывающий корабль — в зависимости от размера судна — от 10 до 30 камней весом не менее 10 фунтов. А за ослушание и «недобор» с каждого «недобранного» камня брали по 1 гривеннику. Указ о привозе камня был, видимо, весьма полезен, так как отменили его только в 1776 году.

А чуть раньше, в сентябре того же 1714, был издан еще один указ — о том, что хозяева домов должны сами замостить тротуары возле своих домов: «Против своего дому подле строения и заборов зделать к осени нынешнего года каменные мосты из дикого камня шириною в два аршина, а в длину во весь двор».

Таким образом на всю длину тогдашних улиц они, улицы, должны были обрести полутораметровые тротуары с обеих сторон. Весьма и весьма удобный указ, не правда ли? Казенные заведения обзаводились тротуарами за казенный счет. К концу XVIII века большая часть центральных улиц Петербурга была замощена, а вот на окраинах остались грунтовые дороги.

В 1826 поверх булыжной мостовой (долговечной, но шумной и тряской) пробовали уложить каменные или деревянные настилы-колёсопроводы для экипажей, но опыты были неудачными. Самую удобную, но дорогостоящую (требующую постоянной починки) мостовую — из деревянных шашек-торцов, лежавших на деревянном, а с начала XX века на бетонном основании, — предложил в 1825 изобретатель В. П. Гурьев. В начале 1830-х годов торцами были выстланы 20−30 главных улиц и площадей (первым вымостили Невский проспект), остальные имели булыжное покрытие.

В 1839 году город «чуть» не стал пионером в деле развития современных дорожных покрытий в Европе — здесь впервые попробовали соорудить асфальтовые мостовые, но из-за неумения производить хороший асфальт от него надолго отказались.

Торцовые мостовые почти всем были хороши. Недорогие в изготовлении, очень удобные в эксплуатации (дерево скрадывало звук, издаваемый экипажами при движении), они использовались очень долго и успешно. Но в 1924 году, когда город был залит сильнейшим наводнением, …по волнам поплыли и те мостовые.

После этого наводнения (хотя, возможно, вовсе не «из-за» него) торец был изгнан с улиц города и заменен диабазной плиткой. А уже в 30-е годы (если точнее — после 1932-го) основным дорожным покрытием все-таки стал асфальт. И, как говорилось в анекдоте, «и пошло, и пошло…»

Нынешнее состояние дорог жителям города вполне хорошо известно. Где-то густо, где-то пусто. Одни «лежачие полицейские» чего стоят…

Из недавних дорожностроительных изысков следует отметить мощение тротуаров и пешеходных зон в центре Петербурга бетонной плиткой.

А из довольно давней истории стоит вспомнить про чугунные мостовые Кронштадта. Не знаю, насколько правдивы слова экскурсовода, но в Кронштадте «при царизЬме» мостили дороги не камнем, не деревом, но чугунными цилиндрическими плашками. За все время от начала эксплуатации (лет 100, а может быть — и все 200) плашки сточились всего на пару сантиметров, а это означает, что их ресурс позволит им выдержать еще от 500 до 1000 лет эксплуатации без ремонта.

Правда, нынешний Кронштадт замощен в основном асфальтом. В войну возможность доставлять на остров-крепость металл была сильно ограничена, и большую часть мостовых тогда разобрали «на нужды обороны». Хорошо, что хоть около километра сохранили для потомков.


10:45 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Какой должна быть визитка руководителя?

Какой должна быть визитка руководителя?

Визитки являются важным элементом фирменного стиля организации. Сейчас уже трудно представить себе крупную организацию, в которой бы не использовались визитные карты. Визитки выполняют конкретные пр...
Проблема насилия в семье

Проблема насилия в семье

Как это ни печально, находиться рядом с самыми, казалось бы, близкими людьми порой бывает небезопасно. По данным статистики, в каждой четвертой семье отмечаются случаи домашнего насилия. К сожалению, ...
Какие модные сюрпризы готовит нам весна?

Какие модные сюрпризы готовит нам весна?

Пусть весна обрушивает на нас снегопады, а через день — двадцатиградусную жару, ей все равно удается оставаться законодательницей мод, диктующей смелые эксперименты с цветом, формой и стиля...
Когда нужно готовиться к ЕГЭ и ОГЭ, чтобы достичь успешного результата.

Когда нужно готовиться к ЕГЭ и ОГЭ, чтобы достичь ус...

Перечислять достоинства и недостатки ЕГЭ и ГИА, как и любого другого экзамена, можно часами, но давайте будем относиться к ним как данности: мы ведь не можем отменить его, и готовиться а затем сдавать...
Об электронных валютах или зачем нужны электронные деньги

Об электронных валютах или зачем нужны электронные д...

Электронная валюта или электронные деньги - это денежное обязательство эмитента в электроном виде, которое находится в распоряжении пользователя. Более простыми словами: существуют компании, которы...
Амазонки. Часть 1. Последняя ночь

Амазонки. Часть 1. Последняя ночь

Солнце спряталось за горизонт, лишь слабые отблески светились на воде. Мир готовился погрузиться во мрак. Где-то далеко громко, пронзительно прокричала птица. Самхар вздрогнул от неожиданности и вскоч...
Популярное

Какого типа паяльники понадобятся вначале и как на

Если у вас до сих пор нет своего собственного увлечения, но в тоже время вы хотели бы заняться чем-н...

Вкусные рецепты: Уха ароматная с водкой, польский

Уха ароматная с водкойПриготовленная по этому старинному русскому рецепту уха получается очень арома...

Обеды в офис - простой способ сэкономить время и с

В первую очередь, на что стоит обратить внимание при выборе компании-поставщика - это регулярно обно...

Создан вечный двигатель!

Создан вечный двигатель – и это не какое-то сверхновое открытие ученых! На сегодняшний день с...

Необходимые витамины для беременных

Беременность – замечательное время: чем больше будущая мама отдыхает, тем лучше. Однако это совсем н...

Что такое метапрограммы нашего сознания? Часть 1

Все мы чего-то достигаем в жизни, все к чему-то идем, и цели у всех разные настолько, что порой объе...

Как приготовить блюда китайской кухни?

Люблю я мясо. А кто его не любит? Друзья называют меня гурманом. Просто люблю пробовать разные рецеп...

Современный коттедж

В последнее время многие стремятся построить себе небольшой домик, называемый коттеджем. Строительст...

Автономное отопление для дома: качественный монтаж

Сейчас самыми популярными и надежными для обогрева домов и коттеджей считаются автономные системы от...

Готовим проект для размещения статей при помощи Al

Далеко не каждый знает, что благодаря, такой известной программе как AllSubmitter, можно легко работ...



О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать подходящую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас информативные и занимательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.