Мостовые Петербурга. В России две беды?

Все гости Руси — от самых доисторических — отмечали и «качество» наших дорог, и грязь на улицах тогдашних городов. Нельзя сказать, что с этим не пытались бороться — в Новгороде, например, большинство улиц мостили жердями и тесаными плахами. До сих пор археологи копаются в щелях этих древних мостовых, разыскивая некогда закатившиеся туда монетки и всякую другую мелочь. У мостовых Питера — совсем другая история.

Планируя строительство Петербурга, своей будущей столицы, царь Петр мечтал построить город европейский, совсем не похожий на старую Москву. Однако среди болот Санкт-Питербурха камни так просто не валялись, и первоначально его улицы представляли собой просто просеки с канавами для отвода воды.

Царь-реформатор легко нашел решение проблемы отсутствия камня на месте строительства города. В 1710 году на жителей города был возложен «каменный налог» — каждый должен был доставить для общественных нужд 100 камней.

Однако этого оказалось недостаточно, и 24 октября 1714 года был принят указ о привозе камней в новую столицу, по которому каждый прибывающий воз должен был привезти по 3 камня (весом не менее 5 фунтов), а каждый проплывающий корабль — в зависимости от размера судна — от 10 до 30 камней весом не менее 10 фунтов. А за ослушание и «недобор» с каждого «недобранного» камня брали по 1 гривеннику. Указ о привозе камня был, видимо, весьма полезен, так как отменили его только в 1776 году.

А чуть раньше, в сентябре того же 1714, был издан еще один указ — о том, что хозяева домов должны сами замостить тротуары возле своих домов: «Против своего дому подле строения и заборов зделать к осени нынешнего года каменные мосты из дикого камня шириною в два аршина, а в длину во весь двор».

Таким образом на всю длину тогдашних улиц они, улицы, должны были обрести полутораметровые тротуары с обеих сторон. Весьма и весьма удобный указ, не правда ли? Казенные заведения обзаводились тротуарами за казенный счет. К концу XVIII века большая часть центральных улиц Петербурга была замощена, а вот на окраинах остались грунтовые дороги.

В 1826 поверх булыжной мостовой (долговечной, но шумной и тряской) пробовали уложить каменные или деревянные настилы-колёсопроводы для экипажей, но опыты были неудачными. Самую удобную, но дорогостоящую (требующую постоянной починки) мостовую — из деревянных шашек-торцов, лежавших на деревянном, а с начала XX века на бетонном основании, — предложил в 1825 изобретатель В. П. Гурьев. В начале 1830-х годов торцами были выстланы 20−30 главных улиц и площадей (первым вымостили Невский проспект), остальные имели булыжное покрытие.

В 1839 году город «чуть» не стал пионером в деле развития современных дорожных покрытий в Европе — здесь впервые попробовали соорудить асфальтовые мостовые, но из-за неумения производить хороший асфальт от него надолго отказались.

Торцовые мостовые почти всем были хороши. Недорогие в изготовлении, очень удобные в эксплуатации (дерево скрадывало звук, издаваемый экипажами при движении), они использовались очень долго и успешно. Но в 1924 году, когда город был залит сильнейшим наводнением, …по волнам поплыли и те мостовые.

После этого наводнения (хотя, возможно, вовсе не «из-за» него) торец был изгнан с улиц города и заменен диабазной плиткой. А уже в 30-е годы (если точнее — после 1932-го) основным дорожным покрытием все-таки стал асфальт. И, как говорилось в анекдоте, «и пошло, и пошло…»

Нынешнее состояние дорог жителям города вполне хорошо известно. Где-то густо, где-то пусто. Одни «лежачие полицейские» чего стоят…

Из недавних дорожностроительных изысков следует отметить мощение тротуаров и пешеходных зон в центре Петербурга бетонной плиткой.

А из довольно давней истории стоит вспомнить про чугунные мостовые Кронштадта. Не знаю, насколько правдивы слова экскурсовода, но в Кронштадте «при царизЬме» мостили дороги не камнем, не деревом, но чугунными цилиндрическими плашками. За все время от начала эксплуатации (лет 100, а может быть — и все 200) плашки сточились всего на пару сантиметров, а это означает, что их ресурс позволит им выдержать еще от 500 до 1000 лет эксплуатации без ремонта.

Правда, нынешний Кронштадт замощен в основном асфальтом. В войну возможность доставлять на остров-крепость металл была сильно ограничена, и большую часть мостовых тогда разобрали «на нужды обороны». Хорошо, что хоть около километра сохранили для потомков.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 10:45 24.03.2017 2poick.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Англичане - какие они?

Англичане - какие они?

Согласно опросам ВВС 2012 года, жители Великобритании заняли первое место в списке самых депрессивных наций Европы. Можно ли это списать на счет вечно унылой погоды? Частично да. Другая же ч...
Вкусные рецепты: Салат "Новогодний", Кабачковые рулетики с творожно - сырковой массой, Пирожки из творожного теста (вариант №....)

Вкусные рецепты: Салат "Новогодний", Кабач...

Салат "Новогодний"Все отдельно отварить, порезать кубиками. Уложить в салатник и заправить майонезом. Приятного аппетита! Вам понадобится:500 гр молодых осьминогов500гр моркови10шт яйц1 луковицамайоне...
Скукотень. Часть 2

Скукотень. Часть 2

Да, это моё приключение имело далеко идущие последствия, всё-таки не зря премьер министр занимала свою должность, в конце недели она выступила с заявлением об ужесточении политики в области эрстов. Як...
Уход за кожей тела и полостью рта

Уход за кожей тела и полостью рта

К основным требованиям личной гигиены относится, прежде всего, соблюдение чистоты тела. Кожа человека выполняет разнообразные функции. Она постоянно загрязняется секретом сальных и потовых желез, омер...
Пожарная сигнализация, пожарная безопасность для всех!

Пожарная сигнализация, пожарная безопасность для все...

Теперь давайте поговорим о том, как потушить пожар, если он начался, а лучше всего предотвратить и за ранее обезопасить себя от таких страшных последствий. По правилам пожарной безопасности должен быт...
Обучение и группа допуска по электробезопасности

Обучение и группа допуска по электробезопасности

Допуск- степень возможностей сотрудника, связанного по роду службы с наладкой, монтажом, поддержанием электрооборудования. Делится на множество параметров. Допуск по электробезопасности. 1 группа...
Познавательное

Эффективное продвижение сайтов

Для того, чтобы получить определенную известность, на сегодняшний день существует множество средств....

Новая крыша для коттеджа - самый эффективный вариа

Если вы имеете свой дом или вы живете в коттедже, тогда вы наверняка задавались вопросом какую крышу...

Что мы знаем о растениях - знаках цветочного горос

Вечно молодая и свежая Сирень правит людьми с 14 по 23 октября. Так утверждает цветочный гороск...

Криминальная драма «Обещание». Не отрекаются, клян

Обещай только невозможное, и тебе не в чем будет себя упрекнуть. Обещаниями и клятвами вымощена вся ...

Что делать с излишней сентиментальностью?

Вопрос: «Мужу очень не нравится, когда я плачу (если это не касается физической боли или что-т...

Курсы китайского: какой вариант обучения лучше выб

Давайте вместе попробуем разобраться, какие варианты изучения китайского языка из представленных сам...

Обустройство внутренней канализации частного дома

Повсеместной практикой при индивидуальном строительстве или реконструкции частных домов становится и...

Так все-таки – полигамия или моногамия? А может, п

Сколько бумаги исписано… Сколько сломано копий в битвах на бумажных полях и в университетских...

Хочу сменить работу! А нужно ли?

Сегодня общалась с хорошей знакомой, разговор крутился вокруг желания сменить работу, т. к. ожидают ...

КР 22. Как поживает сегодня брат легендарного рево

Хорошо поживает. Сменил имя, калибр и вместо дореволюционной «деревяшки» приобрел красив...



Новости развития информационнного портала:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать подходящую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас информативные и занимательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.