Размышления дилетанта

Недавно, заглянув на Винзавод, я в очередной раз заметил большое количество разнополых и однополых парочек, которые в дальних и ближних уголках территории самозабвенно занимались фотографированием друг друга. В основном это были не любительские съемки на мобильный телефон. Одни (в основном юноши) щелкали крупнокалиберными, многопиксельными, зеркальными пушками, другие (в основном девушки) под наведенными на них камерами принимали различные позы.

Глядя на все это, я в очередной раз убедился, что фотография одержала безоговорочную победу над реальностью. Об этом еще говорил Антониони в фильме «Фотоувеличение» — нет фотографий, значит, нет убийства. (Этот фильм я ввел бы в обязательную программу не только в профильных учебных заведениях, но и в фотомагазинах, как непременное условие для покупки). Все эти молодые люди на самом деле фотографируют не друг друга, а воспроизводят бесконечные имиджи из Интернета, рекламы и глянцевых журналов. Поэтому они выглядят, как ожившие снимки из «Афиши», поэтому знают, какие позы принимать перед объективом и какие покупать фотоаппараты.

Но этого завоевания реальности не произошло бы, если бы фотография предварительно не разгромила кино — в том смысле, в каком его объяснил нам Делёз. Он определял кино не как движущиеся картинки, но как нечто возникающее «в пространстве между изображениями» (Аронсон). Иными словами, кино — это не то, что мы видим, а то, что не видим. Кино-образы возникают в нашем сознании в результате сложения работы памяти, воображения, чувств. Такой тип восприятия невидимого очень близок к чтению. А литература и близкое ей кино релевантны только в идеологизированном мире, то есть в мире, где превалируют незримые образы. В пост-идеологизированном обществе важнейшим из искусств становится фотография, поскольку реально только видимое. Как в пещере Платона. Звезды всех мастей от политики до шоу-бизнеса существуют только в виде фото-имиджей. Эйнштейна многие знают сегодня только как фотографию — взлохмаченный человек с высунутым языком и безумным взглядом.

Но, победив реальность и кино, фотография проиграла искусству, по крайней мере, современному искусству, которое как раз и занимается порождением смыслов или, по выражению Лиотара, «представлением непредставимого». Поэтому сегодня трудно отличить рекламный снимок от постановочного фотопортрета в галерее, АЕСы похожи на Лашапеля, а количество дигитальных двойников давно превысило население земного шара. Поэтому сегодня мало уметь нажимать кнопки. В принципе, это доступно любому, и все, кто это делают, могут называться «фотографами». Уже даже недостаточно иметь зоркий глаз и верную руку.

Необходимо смещение. Здесь уместен каббалистический термин «сжатие» — фотография, заняв все пространство, должна ужаться, чтобы создать место для чего-то еще. Фотография должна использовать лексикон кино, литературы, живописи, даже скульптуры, то есть приобрести, как сказал бы тот же Делёз, легкое заикание, акцент, дефект речи. Так, например, Андреас Гурский не просто увеличивает кадр, он изображает не место, не местность, но пространство, в котором взгляд, будучи не в состоянии охватить все сразу, начинает блуждать. Тем самым Гурский возвращает фотографии давно утраченную ею темпоральность. Богдан Конопка, наоборот, как будто фотографирует через дверной глазок или замочную скважину. Такое сужение приводит, во-первых, к искажению видимого, пространство деформируется, приобретая причудливые очертания, как во сне. А во-вторых, возникает ощущение хичкоковского саспенса, незримого присутствия. Эрвин Вурм создает в фотографии свои скульптуры, тем самым буквально воспроизводя определение Хайдеггера: «Скульптура: … открытие областей возможного человеческого обитания, возможного пребывания окружающих человека, касающихся его вещей». Борис Михайлов сближает фотографию с документальным кино, то есть синтезирует слово (сценарий) и имидж. Недаром один из самых знаменитых его альбомов называется «История болезни», невольно напоминая классику документального кино, фильм «Диагноз» Герца Франка (который, кстати, пришел в документальное кино из фотографии). Все это приближает фотографию к ее первоначальному значению — письмо светом.

Хаим Сокол

2poick.ru_2poick.ru
19:08 01.06.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как приготовить крылышки в духовке

Как приготовить крылышки в духов...

Вот-вот подойдет время ужина, а у вас еще ничего не готово? Нужно что-то вкусное, питательное, чтобы вся семья осталась довольна? Но при этом совершенно нет времени стоять у плиты. На помощь придет ду...
Монолог 1986 года

Монолог 1986 года

MOНОЛОГ 1986 ГОДА . . . Ой, мальчишки, милые вы мои, как я рада вас видеть! Как я счастлива, что наконец-то я дома! Спасибо, что пришли меня встретить, а то как бы я со всеми этими чемоданами. . . Р...
Нужно ли активно пытаться примирить поссорившихся?

Нужно ли активно пытаться примир...

К сожалению, близкие люди ссорятся, а иногда становятся врагами на долгое время. Как сохранить хорошие отношения с обоими участниками конфликта и возможно ли это? Нередко о ссоре близких людей с...
Новинки кино. Что смотреть в выходные 24-25 ноября? «Соловей-разбойник» и др.

Новинки кино. Что смотреть в вых...

Предпоследняя порция осенних киноновинок 2012 года стремится быть смешной во всех жанрах. Как ни странно, самой серьезной из предложенных зрителю кинопремьер является трехмерный мультфильм «Хран...
Строительные леса

Строительные леса

Почему так хочется закрыть вкладку сайта Интернет становится все более навязчивым, и иногда даже слишком. Уже нельзя просто так зайти что-нибудь почитать или посмотреть, по...
Что делать, если замерзли ноги?

Что делать, если замерзли ноги?

Все знают, что надо держать в тепле, а что в холоде. Великий русский полководец, генералиссимус, Александр Васильевич Суворов не забывал напоминать солдатикам: «Ноги в тепле, голова в холоде!&ra...
Деньги и работаФлора и фаунаПсихологияТехника и ИнтернетЗдоровье и МедицинаКультура и искусствоПродукты питания, рецептыОбразованиеРемонт и СтроительствоДом, семья, детиИнтимная жизнь
Интересное:

О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать подходящую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас информативные и занимательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.