Мостовые Петербурга. В России две беды?

Все гости Руси — от самых доисторических — отмечали и «качество» наших дорог, и грязь на улицах тогдашних городов. Нельзя сказать, что с этим не пытались бороться — в Новгороде, например, большинство улиц мостили жердями и тесаными плахами. До сих пор археологи копаются в щелях этих древних мостовых, разыскивая некогда закатившиеся туда монетки и всякую другую мелочь. У мостовых Питера — совсем другая история.

Планируя строительство Петербурга, своей будущей столицы, царь Петр мечтал построить город европейский, совсем не похожий на старую Москву. Однако среди болот Санкт-Питербурха камни так просто не валялись, и первоначально его улицы представляли собой просто просеки с канавами для отвода воды.

Царь-реформатор легко нашел решение проблемы отсутствия камня на месте строительства города. В 1710 году на жителей города был возложен «каменный налог» — каждый должен был доставить для общественных нужд 100 камней.

Однако этого оказалось недостаточно, и 24 октября 1714 года был принят указ о привозе камней в новую столицу, по которому каждый прибывающий воз должен был привезти по 3 камня (весом не менее 5 фунтов), а каждый проплывающий корабль — в зависимости от размера судна — от 10 до 30 камней весом не менее 10 фунтов. А за ослушание и «недобор» с каждого «недобранного» камня брали по 1 гривеннику. Указ о привозе камня был, видимо, весьма полезен, так как отменили его только в 1776 году.

А чуть раньше, в сентябре того же 1714, был издан еще один указ — о том, что хозяева домов должны сами замостить тротуары возле своих домов: «Против своего дому подле строения и заборов зделать к осени нынешнего года каменные мосты из дикого камня шириною в два аршина, а в длину во весь двор».

Таким образом на всю длину тогдашних улиц они, улицы, должны были обрести полутораметровые тротуары с обеих сторон. Весьма и весьма удобный указ, не правда ли? Казенные заведения обзаводились тротуарами за казенный счет. К концу XVIII века большая часть центральных улиц Петербурга была замощена, а вот на окраинах остались грунтовые дороги.

В 1826 поверх булыжной мостовой (долговечной, но шумной и тряской) пробовали уложить каменные или деревянные настилы-колёсопроводы для экипажей, но опыты были неудачными. Самую удобную, но дорогостоящую (требующую постоянной починки) мостовую — из деревянных шашек-торцов, лежавших на деревянном, а с начала XX века на бетонном основании, — предложил в 1825 изобретатель В. П. Гурьев. В начале 1830-х годов торцами были выстланы 20−30 главных улиц и площадей (первым вымостили Невский проспект), остальные имели булыжное покрытие.

В 1839 году город «чуть» не стал пионером в деле развития современных дорожных покрытий в Европе — здесь впервые попробовали соорудить асфальтовые мостовые, но из-за неумения производить хороший асфальт от него надолго отказались.

Торцовые мостовые почти всем были хороши. Недорогие в изготовлении, очень удобные в эксплуатации (дерево скрадывало звук, издаваемый экипажами при движении), они использовались очень долго и успешно. Но в 1924 году, когда город был залит сильнейшим наводнением, …по волнам поплыли и те мостовые.

После этого наводнения (хотя, возможно, вовсе не «из-за» него) торец был изгнан с улиц города и заменен диабазной плиткой. А уже в 30-е годы (если точнее — после 1932-го) основным дорожным покрытием все-таки стал асфальт. И, как говорилось в анекдоте, «и пошло, и пошло…»

Нынешнее состояние дорог жителям города вполне хорошо известно. Где-то густо, где-то пусто. Одни «лежачие полицейские» чего стоят…

Из недавних дорожностроительных изысков следует отметить мощение тротуаров и пешеходных зон в центре Петербурга бетонной плиткой.

А из довольно давней истории стоит вспомнить про чугунные мостовые Кронштадта. Не знаю, насколько правдивы слова экскурсовода, но в Кронштадте «при царизЬме» мостили дороги не камнем, не деревом, но чугунными цилиндрическими плашками. За все время от начала эксплуатации (лет 100, а может быть — и все 200) плашки сточились всего на пару сантиметров, а это означает, что их ресурс позволит им выдержать еще от 500 до 1000 лет эксплуатации без ремонта.

Правда, нынешний Кронштадт замощен в основном асфальтом. В войну возможность доставлять на остров-крепость металл была сильно ограничена, и большую часть мостовых тогда разобрали «на нужды обороны». Хорошо, что хоть около километра сохранили для потомков.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 10:45 24.03.2017 2poick.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Идеи дизайна интерьера: делаем квартиру функциональной и стильной

Идеи дизайна интерьера: делаем квартиру функц...


Скорее всего, уже не осталось владельцев квартир, которые бы не решили делать собственное жилище функциональным, ярким и стильным. Но большая доля людей до сих пор думают, что весь процесс оформления ...


О пользе чая и кофе

О пользе чая и кофе


Для большинства людей начинать свой день с чашки утреннего чая или кофе стало просто необходимостью. Оба этих безалкогольных напитка помогают нам проснуться и с энтузиазмом начать новый день. Как прав...


Учеба за рубежом: почему стоит обратить внимание на Чехию?

Учеба за рубежом: почему стоит обратить внима...


Образование за рубежом – это невероятные возможности для студентов: блестящие перспективы трудоустройства в разных странах, изучение языков, получение опыта жизни в международной среде, который ...


Эффективная продажа ссылок в SAPE

Эффективная продажа ссылок в SAPE


Всем давно понятно (в том, числе и Яндексу), что на Сапе сегодня зарабатывают бабло многие сайтовладельцы, но судя по постоянным вопросам на SE и Sape форуме далеко не все понимают как улететь в бан, ...


Кем был ужасный Зверь из Жеводана?

Кем был ужасный Зверь из Жеводана?


«Сам король страдал желудком и астмой, Только кашлем сильный страх наводил, — А тем временем зверюга ужасный Коих ел, а коих в лес волочил». (В. Высоцкий «Про дикого вепря...


Слава (фильм)

Слава (фильм)


Слава (фильм)Слава— ремейк фильма Алана Паркера Слава (фильм, 1980).был удостоен двух премий «Оскар» и мгновенно стал культовым. Вслед за фильмом на Бродвее вышел мюзикл Fame, с у спехом прошедший по ...


Интересное

Что нужно знать о сушке плодов шиповника на зиму?

Шиповник широко известен своими полезными свойствами, причем его можно употреблять как в свежем, так и в сушеном виде. Лечебными свойствами обладают плоды, листья, лепестки цветков и корни растения. ...

Типы современных энергосберегающих зданий

Энергосбережения конструктивным путем, т. е. Объемно-планировочным решением. Применение широко корпусных домов позволяет уменьшить количество угловых комнат в квартирах и тем самым экономить теплоэнер...

Преимущества владения собственным сайтом

Каждый человек , каждый день хоть на секундочку , хоть на минуточку посещает различные веб - сайты. Не каждый человек задумывается о том что данный сайт кому то принадлежит и конечно сайт создан с цел...

Новинки от Ricoh

Ricoh Aficio MP201F и MP201SPF- это новые монохромные МФУ формата А4 с производительностью 20 страниц в минуту, пришедшие на смену соответственно моделям MP171F и MP171SPF. Основными особенност...

Что такое «горячая грядка» и как её сделать?

Длинная суровая зима, весна с затяжными холодами — все эти прелести нашего далеко не жаркого климата частенько вносят свои коррективы в планы огородников. Но наш народ не лыком шит, он умее...

Новинки кино. Что смотреть в выходные 24-25 ноября

Предпоследняя порция осенних киноновинок 2012 года стремится быть смешной во всех жанрах. Как ни странно, самой серьезной из предложенных зрителю кинопремьер является трехмерный мультфильм «Хран...

Пенополиэтилен, его свойства и применение в строит

Вспененный пенополиэтилен сравнительно очень недавнее изобретение. Есть несколько видов вспененного полиэтилена: химически сшитый и физически сшитый т. е. газонаполненный пенополиэтилен. Очень широкую...

Обустройство внутренней канализации частного дома

Повсеместной практикой при индивидуальном строительстве или реконструкции частных домов становится их оснащение важнейшими системами жизнеобеспечения: отоплением, горячим и холодным водоснабжением, ка...

Путь программиста или как стать программистом?

Первый бой – он трудный самый. Это справедливо и для начинающих программистов. Сложнее всего сделать первые шаги, понять технологию, врубиться в концепцию. Если этот первый бастион программирования па...

Ремонт в ванной: важные вопросы

Как сделать ремонт в ванной комнате? Если вы уже созрели к ремонту ванной, то будьте готовы, что разного рода "мусор" поселится в вашей ванной комнате на весь ремонт. Но расстраиваться не стоит, ведь...

О портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный ассортимент информативных и отличных статей. Абсолютно каждый гость найдет для себя что-нибудь полезное. Модернизированный дизайн позволяет вам быстро находить требуемую информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать подходящую информацию стало совершенно легко.

Мы подобрали для вас информативные и занимательные статьи. На нашем сайте вы найдете ответы на необходимые для вас вопросы. Упрощенная система поиска позволяет вам мгновенно отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на любых гаджетах. Отныне, поиск подходящей информации будет занимать у вас секунды.